По данным Росстата России смертность детского населения от самоубийств в 2014г. составила на 100000 1,3 в возрастной группе от 10 до 14 лет и 5,9 – в возрастной группе от 15 до 19 лет.
Косвенные причины роста суицидального поведения в подростковой среде:
- свободный доступ к информации, наносящей вред их жизни и здоровью;
- рост мобильной и Интернет – зависимости;
- высокий уровень тревожности детей и подростков вследствие повышения требований в учебном процессе;
- романтизация самоубийства в средствах массовой информации, на телевидении, в художественных произведениях, кинофильмах, музыкальных клипах и других объектах массовой культуры.
Основой ранней профилактики на уровне личности является:
- доступность и своевременность помощи и поддержки ребёнку;
- гуманизм – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- реалистичность – учёт реальных возможностей ребёнка и конкретной ситуации;
- системность – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
- индивидуальный подход – изменение содержания, форм и способов коррекционно развивающей работы в зависимости от особенностей ребёнка;
- деятельностный принцип коррекции – опора на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту ребёнка.
Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе
Поведенческие
|
Словесные
|
Эмоциональные
|
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей
|
Уверения в беспомощности и зависимости от других
|
Амбивалентность (двойственность) переживаний (люблю – ненавижу)
|
Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам
|
Прощание
|
Беспомощность, безнадёжность
|
Чрезмерное употребление алкоголя и таблеток
|
Разговоры или шутки о желании умереть
|
Переживание горя
|
Посещение врача без очевидной необходимости
|
Сообщение о конкретном плане суицида
|
Признаки депрессии
|
Расставание с дорогими вещами или деньгами
|
Двойственная оценка значимых событий
|
Вина или ощущение неудачи, поражения
|
Приобретение средств совершения суицида
|
Медленная, маловыразительная речь
|
Чрезмерные опасения или страхи
|
Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу
|
Высказывания самообвинения
|
Чувство собственной малозначимости
|
Пренебрежение внешним видом
|
|
Агрессивное поведение
|
Признаки депрессии у детей и подростков
Дети
|
Подростки
|
Печальное настроение
|
Печальное настроение
|
Потеря свойственной детям энергии
|
Чувство скуки
|
Нарушения сна, самотические жалобы
|
Чувство усталости
|
Изменение аппетита или веса
|
Нарушения сна и самотические жалобы
|
Ухудшение успеваемости
|
Неусидчивость, беспокойство
|
Снижение интереса к обучению
|
Фиксация внимания на мелочах
|
Страх неудачи, чувство неполноценности
|
Чрезмерная эмоциональность
|
Самообман – негативная самооценка
|
Замкнутость
|
Чувство заслуженного отвержения
|
Рассеянность внимания
|
Заметное снижение настроения при малейших неудачах
|
Агрессивное поведение
|
Чрезмерная самокритичность
|
Непослушание, склонность к бунту
|
Сниженная социализация
|
Злоупотребление алкоголем или наркотиками
|
Телефон доверия для детей и подростков
8 – 800 – 2000 – 122
Источник:
Методические рекомендации
«Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях»
http://podrostok.cipv.ru/ |