Пятница, 26.04.2024, 10:23
Приветствую Вас, Гость

Информация для взрослых о детских страхах

Страх перед неудачами1

         Чрезмерная родительская опека (гиперопека) может стать источником переживаний и опасений ребёнка. Всякого рода запреты – «нельзя, а то укусит (упадёшь, испачкаешься и т.д.)» - формируют в характере ребёнка неоправданную осторожность, страх. Ограничение взрослыми общения ребенка со сверстниками, взаимодействия  с окружающим миром, освоения новых видов деятельности тормозит естественную живость и познавательную активность дошкольника. В результате может возникнуть так называемый страх новизны, который основывается на свойстве любого нового предмета (объекта, ситуации) вызывать интерес и чувство опасности одновременно. Чрезмерно опекаемые дети, как правило, опасаются новой  обстановки, незнакомой ситуации.

         Тревожные дети боятся осваивать велосипед, коньки, прокатиться с горки. Они не могут самостоятельно сделать покупку в магазине, так как при этом надо обратиться к незнакомому человеку (продавцу), волнуются, если на них обращают внимание незнакомые взрослые, дети. Ребёнок будет в этот момент теребить одежду, выщипывать комочки шерсти из пушистой кофты, грызть ногти и т.д. В школе при изучении нового материала, знакомства с новыми заданиями такой ребёнок постоянно переспрашивает, что делать дальше, как делать, утверждает, что у него ничего не получается. Подобное поведение у тревожных школьников устойчиво и продолжительно по времени.

Что делать?

Для того чтобы помочь ребёнку преодолеть страх новизны, необходимо дать ему возможность привыкнуть к этому новому. Только делать это надо постепенно, без нажима и раздражения.

У каждого ребёнка свой темп освобождения от тревожности. Проявите терпение, не торопите его. В случае удач, даже небольших, не скупитесь на похвалу, говорите, что вы верили в него, что он стал теперь сильнее, взрослее.

Внимание!

Не стыдите ребёнка, не говорите ему, что он трус, неумёха и т.п.  Если малышу постоянно твердят, что он неспособный, неловкий, несмелый, у него снижается самооценка, появляется желание избегать трудностей. Кроме того, низкая самооценка способствует формированию зависти к более успешным ровесникам, появлению агрессии. Если же взрослый поощряет старания ребёнка, говорит, что  «всё получится, надо только приложить побольше усилий», то самооценка ребёнка не страдает, и он, наоборот, стремится преодолевать возникшие сложности.

Помогая тревожным детям, необходимо знать следующие основные правила:

  • принимайте ребёнка таким, какой он есть;
  • не сравнивайте его с другими детьми;
  • способствуйте повышению самооценки ребёнка: хвалите его при достижении даже малейших успехов;
  • демонстрируйте ему образцы уверенного поведения;
  • не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

Подводим итог, закрепляем результат

         Итак, если вы заметили, что ребёнок испугался новой для него ситуации, не может преодолеть своей неуверенности, поддержите его, помогите ему справиться с возникшими трудностями. Не давите на него, не торопите, не унижайте достоинство ребёнка. Всему своё время. Дождитесь, когда появится внутренняя решимость сделать то, что было раньше не под силу, поддержите его. Не жалейте времени на освоение новых умений и навыков, добивайтесь результата путём многократных повторений. Не жалейте слов похвалы.

 

1. Нагаева Л.Г. Преодолеваем детские страхи: Практическое руководство для родителей и педагогов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.- 48 с.: ил. – (Серия "Ох уж эти детки! Секреты воспитания").