Пятница, 26.04.2024, 23:16
Приветствую Вас, Гость

Подсказки для родителей, педагогов

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА

  • Слишком говорлив.
  • Отказывается от коллективной игры.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Не понимает чувств и переживаний других людей.
  • Часто ругается со взрослыми.
  • Создает конфликтные ситуации.
  • Перекладывает вину на других.
  • Суетлив.
  • Импульсивен.
  • Часто дерётся.
  • Имеет отсутствующий взгляд.
  • Не может адекватно оценить своё поведение.
  • Имеет мускульное напряжение.
  • Часто специально раздражает взрослых.
  • Мало и беспокойно спит.

*****

СИТУАЦИИ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

  • желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем привлекает к себе внимание);
  • ущемление достоинства другого, с тем чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора, мальчик начинает кричать: «Ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик!»);
  • стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение»  или насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка агрессии);
  • стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик отталкивает опередившего);
  • стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником  из-за игрушки).

Сазонова Н.П., Новикова Н.В.  Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. Учебно - методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2010. – 128 с. -  с.46, с.14.

*****

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

(М.Алворд)

- воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним;

- сверхчувствительны к негативному отношению к себе;

- заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окру­жающих;

- не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;

- всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;

- в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо;

- склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;

- имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию;

- в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;

- слабо развит контроль над своими эмоциями;

- слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;

- боятся непредсказуемости в поведении родителей;

- имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;

- не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации);

- положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Со страниц инета

                                                                                                                                                                                                                                                                                            *****

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ  ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ  С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

  • Постарайтесь помнить о том, что ребёнок ничего вам не должен и ничем вам не обязан.
  • В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает.
  • Добивайтесь соблюдения социальных норм и правил с учетом состояния и интересов ребёнка, на основе их целесообразности.
  • Общаясь с ребёнком, оказывая на него воспитательное воздействие, помните о конечной цели ваших действий.
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
  • Запреты и строгие требования должны касаться лишь жизни и здоровья детей, а также правил общения.
  • Тихий, застенчивый ребёнок так же нуждается  в вашей профессиональной  помощи, как и отъявленный драчун.
  • Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы  о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.
  • Невозможно проявлять доброжелательность избирательно – будьте доброжелательными в отношении к другим членам вашего коллектива.
  • Подходите к своим коллегам, как и к детям, с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает.
  • Стремитесь в опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредоточивайте свое внимание  лишь на недостатках.
  • Используйте «Я»-послания, избегая «Ты»-осуждения, то есть сообщайте о своём чувстве, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживаниями.
  • Осуществляйте «Мы»-подход, говорите о вашей ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант.
  • Говорите открыто, дружелюбно, искренне.
  • Будьте «конгруэнтны»: ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.
  • Создайте для ребёнка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.
  • Воспитание на принципах сотрудничества – главное условие предотвращения появления агрессивного поведения.

Сазонова Н.П., Новикова Н.В.   Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. Учебно - методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2010. – 128 с. -  с.46

                 *****

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ СОБСТВЕННЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ  В ОБЩЕНИИ С РЕБЁНКОМ

1. Наладьте взаимоотношения с ребёнком, чтобы он чувствовали себя с вами уверенно и комфортно.

  Пути выполнения: проводите как можно больше времени с ребёнком, слушайте его. Делитесь своим опытом, рассказывая о своём детстве.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда находитесь под действием стресса.

Пути выполнения: старайтесь не прикасаться к ребёнку в моменты раздражения, отмените все совместные с ним дела.

3. Если вы расстроены, ребёнок должен знать о вашем состоянии.

Пути выполнения: говорите ребёнку прямо о своих чувствах и желаниях: «Я расстроена, хочу побыть одна».

4. В минуты гнева сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Пути выполнения: позвоните друзьям, послушайте музыку и т.п.

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Пути выполнения: не давайте ребёнку играть с теми вещами, которыми очень дорожите. Управляйте своими эмоциями.

6. К  некоторым важным событиям ребёнка необходимо готовить заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы, подготовив ребёнка к предстоящим событиям.

Пути выполнения: изучите силы и возможности ребёнка. Если вам предстоит сделать первый визит ( в ДОУ, к врачу), продумайте всё заранее.

Сазонова Н.П., Новикова Н.В.    Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. Учебно - методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2010. – 128 с. -  с.57

*****

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребёнка.

2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения сами.

3. Будьте последовательны в наказаниях ребёнка, наказывайте за конкретные поступки (если вы что-либо запрещаете делать сегодня, это нельзя и завтра и послезавтра).

4. Наказания не должны унижать ребёнка.

5. Обучайте ребёнка приемлемым способам выражения гнева.

6. Давайте ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего (волнующего, расстраивающего) события.

7. Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Отрабатывайте новые способы реагирования в конфликтных ситуациях.

9. Учите брать ответственность на себя.

О.Н. Колесникова   Советы психолога. Информационно-деловое оснащение ДОУ. –  СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.

******

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА

1.  Громко спеть любимую песню.
2.  Пометать дротики в мишень.
3.  Попрыгать на скакалке.
4.  Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5.  Подраться с братом или сестрой.
6.  Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
7.  Пускать мыльные пузыри.
8.  Устроить «бой» с боксерской грушей.
9.  Пробежать по коридору школы, детского сада.
10. Полить цветы.
11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
13. Погоняться за кошкой (собакой).
14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
17. Постирать бельё.
18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
19. Сломать несколько игрушек.
20. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
21. Стучать карандашом по парте.
22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачертить его.
24.Слепить  из пластилина фигуру обидчика и сломать её.

Лютова Е.К., Монина Г.Б.  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 190 с., ил.

                                                                                                                                                                                                                                             *****

 ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, или ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ                   

1.  Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
2.  Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
3.  Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
4.  Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
5.  Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).
6.  Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
7.  Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
8.  Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
9.  На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».                                                                                                                       10. Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
11. Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
12. Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
13. В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену;  устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
14. Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
15. Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Со  страниц инета