Рекомендации, советы по работе со страхами
*****
Памятка для родителей
Признаки того, что ребёнок испытывает страх
- не засыпает один, не разрешает выключать свет;
- часто закрывает уши ладонями;
- прячется в угол, за шкаф;
- отказывается от участия в подвижных играх;
- не отпускает маму от себя;
- беспокойно спит, кричит во сне;
- часто просится на руки;
- не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
- отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
- категорически отказывается принимать незнакомую пищу.
Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010.- 272 с. – (Справочник образования).
*****
Памятка для родителей
О страхе
- Страхи бывают случайными и хроническими.
- Случайные страхи возникают вследствие какого-то происшествия, травмирующего случая, который не удалось эмоционально отреагировать («Однажды застрял в лифте – теперь боюсь ездить и хожу пешком на девятый этаж»).
- Хронические страхи – это результат длительного подавления. Это может быть насилие, постоянная критика, издевательства, побои, жесткие требования: «Ты должна быть отличницей», например, и у девочки сильный страх получить любую оценку, кроме пятёрки. А также вследствие завышенных ожиданий родителей, в результате которых возникает страх не соответствовать этим ожиданиям.
- Страхом можно заразиться. Пример: толпа детишек, трясущихся перед медицинским кабинетом, где делают прививки. Вновь подошедшего пугают так, что у него начинают дрожать колени.
- Жить со страхом вредно для человеческого организма. С ним можно и нужно расставаться.
Сковронская Л.В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. – М.: Генезис, 2014. – 328 с. – (Родительская библиотека).
*****
Памятка для педагогов и родителей
Правила обращения со страхами
- Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном.
- Страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи себя в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе – тем он становится меньше.
- Страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги да просто осуществить с ними разнообразные действия, которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в погожий весенний день.
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008. 283 с.
*****
Памятка для родителей
Если ребёнок испытывает страхи
Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно – не видно опасности, а если её не видно – я не могу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им еще нужна защита взрослого.
Некоторые одарённые дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребёнок ещё не умеет.
Страх перед чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребёнка.
У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них всё ещё остаётся далеко не во всем понятным.
Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают мешать ребёнку играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных пределах).
Как предотвратить проблему
Создайте у ребёнка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.
Относитесь с участием ко всем чувствам малыша, даже если вам не нравится, как он себя ведёт: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».
Разными способами помогайте ребёнку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их.
Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».
Никогда насильно не заставляйте ребёнка сделать то, чего он боится.
Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».
Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007-176 с.