Пятница, 29.03.2024, 15:43
Приветствую Вас, Гость

Рекомендации, советы по работе со страхами

*****

Памятка для родителей

Признаки того,  что ребёнок испытывает страх

  • не засыпает один, не разрешает выключать свет;
  • часто закрывает уши ладонями;
  • прячется в угол, за шкаф;
  • отказывается от участия в подвижных играх;
  • не отпускает маму от себя;
  • беспокойно спит, кричит во сне;
  • часто просится на руки;
  • не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
  • отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
  • категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010.- 272 с. – (Справочник образования).

 

*****

Памятка для родителей

О страхе

  1. Страхи  бывают случайными и хроническими.
  2. Случайные страхи возникают вследствие какого-то происшествия, травмирующего случая, который не удалось эмоционально отреагировать («Однажды застрял в лифте – теперь боюсь ездить и хожу пешком на девятый этаж»).
  3. Хронические страхи – это результат длительного подавления. Это может быть насилие, постоянная критика, издевательства, побои, жесткие требования: «Ты должна быть отличницей», например,  и у девочки сильный страх получить любую оценку, кроме пятёрки. А также вследствие завышенных ожиданий родителей, в результате которых возникает страх не соответствовать этим ожиданиям.
  4. Страхом можно заразиться.  Пример: толпа детишек, трясущихся перед медицинским кабинетом, где делают прививки. Вновь подошедшего пугают так, что у него начинают дрожать колени.
  5. Жить со страхом вредно для человеческого организма. С ним можно и нужно расставаться.

 

Сковронская Л.В.  Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. – М.: Генезис, 2014. – 328 с. – (Родительская библиотека).

 

*****

Памятка для педагогов и родителей

Правила обращения со страхами

  • Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном.
  • Страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи себя в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе – тем он становится меньше.
  • Страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги да просто осуществить с ними  разнообразные действия, которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в погожий весенний день.

 

Алексеева Е.Е.  Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008. 283 с.

 

*****

Памятка для родителей

Если ребёнок испытывает страхи

Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно – не видно опасности, а если её не видно – я не могу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им еще нужна защита взрослого.

Некоторые одарённые дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребёнок ещё не умеет.

Страх перед чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребёнка.

У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них всё ещё остаётся далеко не во всем понятным.

Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают мешать ребёнку играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных пределах).

Как предотвратить проблему

Создайте у ребёнка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.

Относитесь с участием ко всем чувствам малыша, даже если вам не нравится, как он себя ведёт: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».

Разными способами помогайте ребёнку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их.

Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».

Никогда насильно не заставляйте ребёнка сделать то, чего он боится.

Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

 

Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007-176 с.