Пятница, 29.03.2024, 15:13
Приветствую Вас, Гость

Подборка тестов, методик. 

тест "Свободный рисунок"

(авт.  Г. А. Урунтасова,  Ю. А. Афонькина)

Цель: определение уровня развития воображения.

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Испытуемому предлагается придумать что-либо необычное.

На выполнение задания отводится 4 минуты.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

5-7 баллов - средний;

3-4 балла - низкий;

0-2 балла - очень низкий.

*****

Тест-анкета для родителей,

определяющая наиболее выраженную одаренность ребенка

 (авт. А. А. де Хааном и Г. Кафом)

 

Инструкция. Тест-анкета  имеет 8 блоков-индикаторов с характерными признаками той или иной одаренности.  Оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми блоках-     индикаторах. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребенку, ставьте ему пять баллов, если она выраже­на только хорошо — четыре балла, и так далее (но не ставьте ему оцен­ку ниже двух баллов!).

1. У вашего ребенка совершенно очевидные технические способ­ности, если он:

  • интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  • сам докапывается до причин неисправностей и капризов механиз­мов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в рабо­те механизмов;
  • может чинить неисправные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, поделок, находит ори­гинальные решения;
  • любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов; 
  • интересуется специальной, даже взрослой технической литера­турой.

Всего 6 характерных признаков.

2.     Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внима­тельно вслушивается в них, легко запоминает;
  • поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настро­ение;
  • сочиняет собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном ин­струменте.

Всего 5 характерных признаков.

3.       Артистический талант проявляется у вашего ребенка в том, что он:

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства ми­микой, жестами и движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно по­дражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые;
  • с удивляющей вас легкостью передразнивает чьи-то привыч­ки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Всего 7 характерных признаков.

4.      У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей, памятью;
  • легко и быстро схватывает новый материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит, когда ему читают книги, соответствующие более стар­шей возрастной группе;
  • обгоняет своих сверстников на занятиях, жалуется, что ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информи­рован о событиях и проблемах, не касающихся его непосред­ственно;
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла. Рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязатель­но остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Всего 9 характерных признаков.

5.      Явно выражен спортивный талант, если он:

  • энергичен и все время хочет двигаться;
  • смел до безрассудства, не боится синяков и шишек;
  • почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в ка­кой-нибудь спортивной игре;
  • неизвестно, когда успел научиться ловко управляться с конь­ками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и коор­динирован в движениях, двигается легко, пластично, граци­озно;
  • кажется, что никогда всерьез не устает;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, со­ревнования, даже бесцельную беготню;
  • подражает своему любимому герою-спортсмену.

Всего 9 характерных признаков.

6.    У вашего ребенка литературные дарования, если он:

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действи­тельного события, причем придает событию что-то новое и
    необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния
    и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажей своих фантазий живыми и интерес­ными, очеловеченными;
  • любит сочинять рассказы, стихи.

Всего 5 характерных признаков.

7.    У вашего ребенка способности к научной работе, если он:

— обладает явно выраженной способностью к пониманию аб­страктных понятий и обобщениям;

— умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

  • отдает предпочтение научно-популярным изданиям, взрос­лым статьям и книгам, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смыс­ла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобре­тение или проект не поддержаны или осмеяны.

Всего 6 характерных признаков.

8.     Художественные способности вашего ребенка могут проявиться
в том, что он:

— не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку  или  лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;

 —  в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не зацикливается на изображении чего-то вполне удавшегося;

  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает ка­кое-либо произведение искусства, пейзаж;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение,— украшение для дома, одеж­ды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказывать собственное мнение даже о класси­ческих произведениях, причем может даже попробовать кри­тиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Всего 6 характерных признаков.

Обработка результатов

Теперь, когда вы познакомились с этими блоками-индикаторами, с их «признаками опознания» таланта, возьмите карандаш и бумагу.

Оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми блоках-индикаторах. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребенку, ставьте ему пять баллов, если она выраже­на только хорошо — четыре балла, и так далее (но не ставьте ему оцен­ку ниже двух баллов!).

Затем суммируйте баллы внутри каждого из восьми блоков-индикаторов. Полученную сумму поделите на число признаков таланта  в каждом блоке-индикаторе (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих музыкальный талант, надо поделить пять).          

Уже на этом этапе вашей научно-исследовательской работы вы можете установить наиболее выраженную одаренность вашего ребенка.  Но на этом ваша работа не заканчивается, теперь необходимо построить график уровня интереса вашего ребенка.

Постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите семь (по числу исследованных вами блоков-индикаторов) позиций.  На вертикальной оси через равные расстояния — цифры от 2 до На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта (блоков-индикаторов) нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график. График необходим для того, чтобы при­нять правильное решение. Когда вы захотите, чтобы ваш ребенок од­новременно занялся музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы можете оценить перспективы ре­бенка. Не огорчайтесь, если линия на графике не имеет пиков, — предлагаемый вам метод выявления одаренности ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и не проявляется бурно и ярко.

И еще одно. Ради подкрепления своих навыков вы можете провес­ти такую же работу с другим ребенком, сверстником вашего малыша. А затем все это сопоставить.

Анкета рекомендована для наблюдения за детьми старшего до­школьного возраста

 

*****

Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения
и степени фиксированности образов представлений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения

Источник "ПРАКТИКУМ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ"
Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов

http://www.psy-files.ru/mat/poznavatelnie-processi/351-issledovanie-individualnykh.html

*****

Анкета для родителей

«Как развита фантазия у вашего ребёнка?»

1. Увлекается ли ваш ребёнок рисованием?

да

нет

2. Часто ли он грустит?

да

нет

3. Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для приукрашивания рассказа?

да

нет

4. Проявляет ли он инициативу в учебной деятельности?

да

нет

5.Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус?

да

нет

6. Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»?

да

нет

7. Любит ли он под музыку импровизировать танцы или стихи?

да

нет

8. Ему снятся необыкновенные сны?

да

нет

9. Он легко ориентируется в обстановке, знакомой ему только по описанию?

да

нет

10. Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги?

да

нет

 

За ответы «да» - 2 балла «нет» - 1 балл.

Подсчитайте общее количество  баллов.

12 – 14 баллов.  У вашего ребёнка буйная фантазия. Если её умело направлять, то жизнь ребёнка станет гораздо богаче и принесёт много радости ему и окружающим его людям.

9 – 12 баллов.  Фантазия ребёнка не из слабых, однако, нуждается в тренировке и дальнейшем развитии.

5-8 баллов.      Скорее всего, Ваш ребёнок реалист, он не витает в облаках. В определённой степени это обедняет его жизнь  данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.

 

   Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий/ авт.-сост. С.Г. Королёва.- Волгоград: Учитель, 2010. -114с.