Всё о страхе
Страхи у детей1
Страх, являясь одной из фундаментальных эмоций человека, возникает в ответ на действие угрозы. Проявление страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений (суетливость) и многословности до полного оцепенения, когда ребёнок замолкает и замирает.
Почему именно в дошкольном возрасте отмечается большое количество страхов у детей? Связано это, прежде всего, с интенсивным развитием эмоциональной сферы у ребёнка дошкольного возраста, с осознанием проблем жизни и неизбежной смерти.
Большое количество страхов возникает гораздо больше у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, а также у детей тревожных родителей, у детей, которые растут в атмосфере семейного психологического неблагополучия (конфликты, разводы), да и просто у тех детей, которые по тем или иным причинам недополучили от родителей уверенности в своих силах. Страхам подвержены также те дети, которым не свойственны проявления агрессивности, которые не умеют давать сдачи в ответ на выпады обидчика.
Страх выполняет функцию защиты и мобилизации сил организма ребёнка перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен и не сможет адекватно ответить на опасность. Однако ребёнок дошкольного возраста не всегда способен справиться с тем отрицательным зарядом, который несёт в себе страх, что мешает ему адаптироваться в социальной действительности.
В возрасте от 3-5 лет дети боятся темноты, одиночества, замкнутого пространства. Так же в этом возрасте дети боятся боли, уколов, сказочных персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков.
Типичными страхами детей 5-7 лет являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, огня, пожара, заболеть и страх наказания.
Технология работы по психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста представляет собой несколько этапов ролевого разыгрывания сказок и историй, сочинённых ребёнком на тему своего страха.
С детьми 3-4 лет целесообразно проигрывание слегка обозначенных ситуаций: например: «Мы сейчас все в лесу. Ты кто? А ты? А я – Серый волк». «Однажды на поляну вышли, ничего не подозревая…», «кот и мышата», «волк и поросята» и т.д. Для психологической коррекции страхов у детей 3-5 лет можно использовать проигрывание сказок: «Лиса, заяц и петух», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и др. Для работы с детьми 5-7 лет целесообразно использовать сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кощей бессмертный», «Иван Царевич и Марья Моревна» и др.
Отметим и возрастные отличия при преодолении страхов у детей дошкольного возраста. Для детей 3 -5 лет естественной является адекватная расправа со злом: зло надо уничтожить. Детей 5 -7 лет необходимо учить справляться с опасностью, не уничтожая её, справляться, используя свой ум, свои знания и умения. Обучение детей в старшем дошкольном возрасте гибкости ролевого поведения при столкновении с разными препятствиями, трудностями и страхами является основой психологической подготовки ребёнка к обучению в школе.
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008. 283 с.