Главная » Статьи » Взрослым о детях |
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребёнок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. Наказывая ребёнка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Именно от того, какие чувства испытывает ребёнок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Чувства ребёнка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания. Как наказывать и поощрять детей дошкольного возраста? Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол - и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребёнком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребёнок перестает бояться. Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битье. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребёнка дошкольного возраста. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная, и т.д. Очень важно слышать девочке эти слова (подчеркнем, что они должны быть абсолютно искренними!) от отца, дедушки и другого значимого для нее мужчины. Неосторожное слово, особенно брошенное значимым мужчиной, способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчины. Возраст 5 лет – это удивительный возраст формирования, укрепления и открытия для себя самого главного чувства – чувства любви. У девочек любовь в этом возрасте направляется на отца. Понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого к ребёнку в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем. Результаты исследований нейрофизиологов и нейропсихологов (Хризман Т.П., Еремеева В.Д.) показали, что девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек очень значимо, КТО их оценивает и КАК их оценивает. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление. Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство родителей, для того чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их. У девочек отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида в этом случае захлёстывает ребенка и не происходит осознания неправильных моментов своего поведения. Поставить в угол, посадить на стул – эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. При применении таких штрафных санкций к детям дошкольного возраста необходимо учитывать возраст ребёнка (количество минут удаления ребёнка соразмерно возрасту ребёнка, и если ребёнку 4 года, например, то удаление должно быть не более чем на 4 минуты). Необходимо также заранее оговорить с ребёнком те нарушения, за которые будет вводиться штраф. Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерны. Поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими, как и сам ребенок. Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям дошкольного возраста для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия. Памятка для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»
Источник: Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-изд.- СПб.: Речь, 2008. -283 с. | |
Просмотров: 938 | | |
Всего комментариев: 0 | |