Суббота, 27.04.2024, 01:13
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Взрослым о детях

Наказывать или прощать?

 

В Международной Конвенции ООН о правах ребёнка определено, что «родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их здоровью и развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жесткое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно, эти выражения перестают быть значимыми для ребёнка, он их просто не замечает.

Не разговаривайте с ребёнком раздраженно, всем видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете сейчас уделить ему время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важен тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, нетерпения, раздражения. На них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.

Не оставляйте без внимания  любую детскую просьбу. Если её нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет»,  объясните причину отказа.

Никогда не наказывайте, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествляйте поступок и ребёнка. Тактика «Ты плохо себя ведёшь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

Обязательно объясняйте, в чём заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того, готов шлёпнуть, вряд ли ребёнок поймёт, что кричать и драться нехорошо.

Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребёнка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль.

Не ставьте в пример непослушному ребёнку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Что эффективнее – похвала или наказание?

Одобрение и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратко времен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх – достаточный мотив для достижения какого-то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как незаслуженная) обычно даёт обратный эффект.

 

Источник:

Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 56 с.

 

 

Категория: Взрослым о детях | Добавил: лето (26.11.2015)
Просмотров: 416 | Теги: ребёнок, похвала, Наказание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: