Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.
Внешний вид ребёнка и характер травм:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Психическое состояние и поведение ребёнка…
… в возрасте 1,5 - 3 года:
- боязнь взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении–от чрезмерной агрессивности до безучастности;
…в возрасте 3 – 6 лет:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- жестокое отношение к животным;
- лживость, воровство;
- склонность к поджогам.
Поведение родителей или попечителей:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка и нежелание внести ясность в произошедшее;
- несвоевременное обращение за медицинской помощью;
- инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- обвинение в травмах самого ребёнка;
- неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребёнка, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребёнком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребёнка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребёнка.
К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- оскорбление и унижение его достоинства;
- угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
- преднамеренная физическая и социальная изоляция ребёнка;
- предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям ребёнка;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.
Психическое состояние и физическое развитие ребёнка:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Поведение ребёнка:
- беспокойство и тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
Поведение взрослых:
- нежелание утешить ребёнка, который действительно в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка;
- постоянное чрезмерно критичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребёнка;
- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.
Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Причины неудовлетворения основных потребностей ребёнка:
- отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;
- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;
- нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков.
Недостаток заботы о ребёнке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребёнка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулёз;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка в росте или общее отставание физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребёнке;
- мастурбация;
- частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
- многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;
- повторные случайные травмы или отравления;
- постоянный голод и (или) жажда;
- кража пищи;
- стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- агрессивность и импульсивность;
- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
- неумение общаться с людьми, дружить;
- неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
- низкая самооценка.
Литература:
Родительские собрания: Подготовительная группа /Авт.-сост. С.В.Чиркова. – М.: ВАКО, 2008. – 336 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
|