Памятка для родителей и педагогов
«Наказывая, подумай: «Зачем?!»
(на основе материалов Владимира Леви)
- Любое наказание вредит здоровью и психическому, и физическому. Помните, оно не может быть полезным. Наказание – это в любом случае травма, каким бы справедливым бы оно ни было.
- Не наказывайте в профилактических целях. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте.
- За один раз – одно наказание. Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному – за каждый.
- Наказание – следствие проступка, т.е. поведения. Оно не должно стать лишением любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
- Придерживайтесь срока давности. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевной деформации.
- Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Помогите ребёнку начать жизнь сначала!
- Справедливость и уважение. Наказание не должно использовать унижение. Что бы ни было, наказание, не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Ребёнок должен осознать справедливость наказания, иначе наказание подействует только в обратную сторону!
- И главное … Ребёнок не должен бояться наказания. Самым страшным для него должно быть огорчение любимых близких. Это достигается лишь в случае ценностного, уважительного отношения в повседневной жизни.
Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 446 с. – (Справочник).
|