Памятка для педагогов и родителей
Как отучить ребёнка ругаться матом
- Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребёнка, не использовать «мусорные» слова.
- Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребёнка, где он услышал эти слова (а вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.
- Реагируйте на ругательные слова ребёнка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет. Ребёнку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объясните ребёнку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребёнок хороший!
- Не демонстрируйте ребёнку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребёнка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.
- При непрекращающемся употреблении ребёнком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.
- Научите ребёнка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.
- Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.
Алексеева Е.Е. О вежливости у детей дошкольного возраста /Е.Е. Алексеева// Дошкольная педагогика. - 2008. - №8. - С.50-52.
|