Четверг, 19.07.2018, 00:53
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Взрослым о детях

Почему дети воруют?

Воровство*

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются, прежде всего, мотивов и причин.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:

  1. Желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой).
  2. Желание сделать приятный подарок кому – то из близких.
  3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи.
  4. Желание отомстить кому-либо.

Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплёки.

Нелогичность поступков дошкольников можно объяснить их психологическими особенностями:

  • импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
  • неразвитость прогностической функции, т.е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
  • узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
  • осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.

Воровство наблюдается у детей, как из неблагополучных, так и благополучных семей. И в первом, и во втором случае воровство детей – последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство, рукоприкладство и т.д.) толкает детей на кражи, низкий материальный достаток – вот основной стимулятор. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:

  • отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка могут наказать, в другой – «закрыть глаза» на проступок, и за угрозой наказание не следует;
  • несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребёнку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и с мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребёнка оценивается по – разному;
  • «двойная мораль», когда слова родителей расходятся с делом;
  • вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением;
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка.

Непоследовательность родителей в воспитании стимулирует ребёнка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулировать мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребёнку. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать, кого бы то ни было из взрослых.

     Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребёнок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Попадая в коллектив сверстников, они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому.

Желание родителей контролировать каждый шаг своего ребёнка влияет на развитие личности не менее негативно. Одни дети занимают активную «оборонительную» позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. Другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания. Это способствует развитию лживости, двойной морали.

В каждой из вышеперечисленных ситуаций происходит деформация личности ребёнка под воздействием неправильного воспитания.

Как адекватно реагировать взрослым на факт воровства ребенком?

Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребёнок. Дошкольнику трудно понять, что есть чужая собственность, зато он очень переживает, если из-за него, по его вине, кто-то страдает. Поэтому лучший способ объяснить ребёнку, почему нельзя брать чужое, - рассказать, что человеку, у которого что-то берут без спроса, да ещё не возвращают, очень плохо. Чувство вины гораздо сильнее, чем стремление обладать желанным предметом. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула «воровать нельзя, воровать – это плохо» должна  быть хорошо понята и принята ребёнком. Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребёнка свои отрицательные эмоции.

Кража – это тревожный сигнал, свидетельствующий о нехватке ребёнку ласки и внимания со стороны родителей. Если после проведенной работы ребёнок продолжает беспричинное и постоянное воровство, есть необходимость обратиться к психоневрологу.

Литература:

*Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ/ Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 446 с. – (Справочник), с.181-186.

Категория: Взрослым о детях | Добавил: лето (02.05.2016)
Просмотров: 90 | Теги: родители, дошкольники, воровство, Рекомендации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: