Вторник, 16.04.2024, 19:58
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Взрослым о детях

Признаки насилия

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.

Внешний вид ребёнка и характер травм:

  • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);
  • задержка физического развития (отставание в весе и росте);
  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Психическое состояние и поведение ребёнка…

… в возрасте 1,5 - 3 года:

  • боязнь взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • крайности в поведении–от чрезмерной агрессивности до безучастности;

в возрасте 3 – 6 лет:

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
  • пассивная реакция на боль;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
  • негативизм, агрессивность;
  • жестокое отношение к животным;
  • лживость, воровство;
  • склонность к поджогам.

Поведение родителей или попечителей:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка и нежелание внести ясность в произошедшее;
  • несвоевременное обращение за медицинской помощью;
  • инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
  • обвинение в травмах самого ребёнка;
  • неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребёнка, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка;
  • невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребёнком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребёнка;
  • рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).

 

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов)  и других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребёнка.

К этой форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
  • преднамеренная физическая и социальная изоляция ребёнка;
  • предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям ребёнка;
  • ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.

Психическое состояние и физическое развитие ребёнка:

  • задержка физического и умственного развития;
  • нервный тик;
  • энурез;
  • печальный вид;
  • различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Поведение ребёнка:

  • беспокойство и тревожность;
  • нарушение сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
  • плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • нарушение аппетита.

Поведение взрослых:

  • нежелание утешить ребёнка, который действительно в этом нуждается;
  • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка;
  • постоянное чрезмерно критичное отношение к нему;
  • негативная характеристика ребёнка;
  • отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
  • перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
  • открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.

 

Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Причины неудовлетворения основных потребностей ребёнка:

  • отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;
  • отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;
  • нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков.

Недостаток заботы о ребёнке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребёнка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

  • утомленный, сонный вид, опухшие веки;
  • санитарно-гигиеническая запущенность, педикулёз;
  • низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
  • задержка в росте или общее отставание  физическом развитии;
  • задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребёнке;
  • мастурбация;
  • частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
  • многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;
  • повторные случайные травмы или отравления;
  • постоянный голод и (или) жажда;
  • кража пищи;
  • стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
  • требование ласки и внимания;
  • подавленное настроение, апатия;
  • агрессивность и импульсивность;
  • деликвентное  (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • неразборчивое дружелюбие;
  • регрессивное поведение;
  • трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
  • низкая самооценка.

 

Литература:

Родительские собрания: Подготовительная группа /Авт.-сост. С.В.Чиркова. – М.: ВАКО, 2008. – 336 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Категория: Взрослым о детях | Добавил: лето (27.10.2015)
Просмотров: 699 | Теги: ребёнок, насилие, Признаки | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: